Замечено, что дети удивительно внимательно реагируют на явления
природы: выглянуло ли солнышко, закапал ли дождик, пошел ли первый
снежок, показалась ли первая травка… Эта чуткость не проходит мимо
сознания маленького человека, затрагивает его , интересует.
Как
известно, природа пробуждает любознательность ребенка, воздействует
на органы чувств, активизирует сенсорное развитие, формирует чувство
прекрасного. Можно без преувеличения утверждать, что ребенок познает
красоту окружающего мира через восприятие красоты природы.
В
задачи ознакомления детей с природой в детском саду входит
знакомство с временами года, их особенностями, с такими явлениями,
как дождь, снег, иней, с растениями и животными. Все это дошкольники
изображают в своих рисунках, лепке, аппликациях. «Разноцветный ковер
из листьев», «Одуванчик в траве», «Рыбки в аквариуме», «Золотая
осень», «Деревья в инее», «Расцвели красивые цветы»-эти и другие
сюжеты часто встречаются в детских рисунках, созданных и по заданию
воспитателя, и по замыслу самих детей.
Дети
вырезают и наклеивают цветы, составляют композиции из листьев,
веток, лепят рыбок, птиц, зверей. Для того чтобы ребенок мог
изобразить все это, необходимо сформировать у него отчетливые,
достоверные представления об объектах природы, о жизни животных и
растений. Вместе с тем следует подчеркивать красоту явлений природы,
каждого цветочка, дерева, ведь красота любого природного явления
вызывает восторженный отклик в душе ребенка.
Таким
образом, ознакомление детей с природой в изобразительной
деятельности обогащает детское творчество новым содержанием,
углубляет нравственно-эстетические чувства, вызывает стремление
беречь и охранять природу, ухаживать за животными и растениями.
В семье
желательно продолжать ознакомление детей с природой. Родителям
(лицам их замещающим) необходимо почаще гулять с детьми в парке,
выезжать с ними в лес, к реке, дома привлекать их к уходу за
комнатными растениями: поливу, протиранию листьев. Если есть
домашние животные, то родителям (лицам их замещающим) рекомендую
ухаживать за ними, кормить вместе с ребенком.
Тузова Е.А., воспитатель
Используемая литература:
-
Т.С. Комарова. Детское художественное творчество. М., 2008г.
-
Л.В. Компанцева. Поэтический образ природы в детском рисунке.
М., 1985г.
-
Журнал «Дошкольное воспитание», №12, 2005г.